четверг, 26 июля 2018 г.

Почему физика в школе - упадочна и порочна

Физика – это наука, одной из задач которой является формирование мировоззрения не только подрастающего поколения, но и вполне сформировавшейся личности. Эта дисциплина призвана показать возможность познания и объяснения мира во всём его многообразии, сыграть решающую роль в формировании естественнонаучной картины бытия.
А ведь именно последнее чрезвычайно важно в условиях ускоряющегося прогресса и, что самое парадоксальное, массового распространения суеверий. И если бы суеверия ограничивались обычными народными приметами, которые передаются из поколения в поколение. Сегодня ложные представления о природе событий и вещей тщательно маскируются, обрастая околонаучной терминологией, адепты альтернативной науки изо всех сил мимикрируют под солидных учёных, предлагая чудодейственнные открытия по сходной цене всем желающим.

Если рассматривать ситуацию детально, то приходится констатировать – как минимум школьный курс физики перестал быть чем-то понятным для молодёжи. Сама дисциплина, в умелых руках составителей учебников, стандартов и экзаменационных заданий, превратилась из средства познания в досадную обузу на пути к результатам ЕГЭ. А значит, влияние альтернативных наук и прочей паранормальности на юношей и девушек сдерживать почти нечем.
Действительно, первое, что бросается в глаза, когда изучаешь любой учебник по физике для школ и колледжей  - систематическое злоупотребление математикой. Объяснение физической картины нового для учеников, явления  в конце сводится к задачам, где много известных и несколько неизвестных. Быстрый чертёж и вот уже перед нами уравнение или система уравнений, которые слабо согласуются с жизнью. Серьёзно, создаётся ощущение, что физика стала придатком к огромному, непомерно разросшемуся, аппарату математики. А ведь все эти формулы и уравнения призваны только количественно отразить процессы, даже не процессы – модели процессов, ибо многообразие окружающего мира не даёт той или иной системе быть абсолютно изолированной.
Я осмелюсь перефразировать знаменитого Фейнмана – если вы без формул не сможете объяснить девятикласснику основные положения квантовой физики, то вы – шарлатан. Потому что в основе физической картины мира всегда лежит понимание и описание на привычном языке всего, что происходит и доступно разуму. Вспомним Ньютона – он сначала понял, как и от чего падают объекты (по легенде – яблоки), а потом уже закрепил понимание формулой. Сначала образ  – потом уравнения. Сначала фантазия, потом переменные. Учебник, нет, книга по физике, чей автор хочет помочь ученику понять, должен прибегать к математике, как к острой приправе за ужином. Совсем чуть-чуть переборщил – и всё, есть уже невозможно.
Экзамены по физике тоже вносят свою лепту в дело компрометации дисциплины в глазах девушек и юношей. Знаете, был бы я в их положении, после сдачи ЕГЭ больше никогда бы про физику и слушать не захотел. Всякий раз открывая кодификатор (а, надо сказать, я не стал вступать в конфликты с совестью и ушёл из школы много лет назад в сферу среднего образования), я не могу понять, про что он. Нет, я понял, про физику, какой её представляют наверху – но я не вижу физики в том виде, в каком она есть. За формулами и сухими терминами кроется только одно – формально проверить, как там у молодёжи с умением решать уравнения, и забыть. По тому же пути идут учителя, опустив руки, добровольно-принудительно участвуют в конвеере по обслуживанию ЕГЭ, просто натаскивая на задачи. Последние можно и без понимания решать, это становится очевидно, когда за плечами не один год стажа.
Таким образом, школьная физика превращается в курсы альтернативной математики для сдачи экзамена из типовых задач. И всё, никаких систематических попыток творческого поиска и, что важнее, никакого влияния на мировоззрение не происходит, рамки заданы такие, что вырваться за них едва ли сложнее, чем на кухне засечь бозон Хиггса чайной ложкой.
Стройный, красивый в своей сложности мир, не увлекает молодёжь просто потому, что они не видят его за математическим аппаратом и в мельтешении изнуряющей подготовки к формальному экзамену. И это самое ужасное для общества, и это самое приятное для дельцов от лженауки, которые буквально из каждого утюга красиво рассказывают о волнующем и достаточно дешёвом мире уникальных теорий, эффективных аппаратов, спекулируя на вынужденных прорехах в образовании у наших дорогих соотечественников и соотечественниц.
Но что я всё критикую – должен же быть выход. Не рискну писать про отмену ЕГЭ и пересмотр стандартов, потому что для этого должно быть волевое решение учительского сообщества. Знаете, я в нём совсем разочарован и не знаю, на что оно серьёзно способно, кроме как приехать на муниципальный митинг и постоять с плакатиком, который выдали  (мне кажется, не все такие, и тем, кто смеет выходить за рамки – мой большой привет). Начинать надо с себя, всеми силами стремясь показать физику такой, какой она должна быть – организуя практические кружки, читая популярные лекции. Или, если обстоятельства позволят и нет необходимости обеспечить высокий балл для отчёта о результатах ЕГЭ, просто завести две программы. Одна пусть пылится как официальная, удовлетворяя внимание разных проверяющих комиссий, а вот по второй – читать лекции и строить семинары. Будет ли это правильно? Решать вам.
И, надеюсь, настанут времена, когда решать придётся всем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий